Билингвальное изучение немецкого и английского как родных языков

Сегодня, в связи с процессами глобализации и интеграции в условиях поликультурного общества, особое значение приобретает умение понимать других и толерантно относиться к культурному, в том числе языковому, многообразию современного мира. Раннее знакомство с иностранным языком и отраженной в нем культурой рассматриваются как «инвестиция» в дальнейшее благополучие ребенка. Именно поэтому специалисты языкового центра Sprachcafe разработали методику билингвального обучения немецкому/английскому языку с раннего возраста. 

Актуальность билингвального образования в современном нестабильном мире подтверждается тем, что для достижения цели развития образовательных инноваций в сфере овладения языками в дошкольном возрасте, особое внимание необходимо использованию в учебном процессе иностранных языков в качестве рабочих. 

При организации билингвального образования в языковом центре Sprachcafe нами используется иммерсионная модель (иммерсия — погружение), которая подразумевает, что с раннего возраста дети слышат два языка, благодаря чему они погружаются в «языковую ванну», неосознанно усваивая при этом звуковые структуры. Овладение языком происходит в ходе привычной ежедневной деятельности ребенка (рисование, пение, игра, конструирование и т.д.). В идеальном случае язык-партнер присутствует в воспитательном процессе наравне с родным. Установлено, что при таком «погружении» ребенок самостоятельно выстраивает систему правил и значений языка, а ошибки и смешение языков рассматриваются как естественные и необходимые элементы раз­вития. Важной составляющей иммерсии является контекстуализация, когда сказанное связывается с определенной деятельностью и поддерживается жестами, действиями, показом. При содействии родителей нами применяется и другой подход к двуязычию, представленный принципом «Один человек — один язык». В соответствии с данным принципом преподаватель разговаривает по-немецки/английски, а родитель на языке-партнере, обеспечивая в сознании ребенка соотнесенность языка и человека, говорящего на этом языке. Доказано, предложенная нами иммерсионная модель с опорой на принцип «Один человек — один язык» является наиболее целесообразной моделью билингвального обучения. Для воспитания двуязычного ребенка в естественных условиях мы опираемся на следующие принципы: 

  • функциональное использование языка: язык должен использоваться в процессе совместной деятельности ребенка и воспитателя (игра, рисование, прогулка и т.д.);
  • разделение языков: все участники образовательно-воспитательного процесса должны четко и последовательно соотносить преподавателя и родителя с языком, на котором он говорит;
  • эмоциональное и языковое внимание к ребенку: необходимо регулярное осуществление эмоциональной и языковой рефлексии;
  • положительная языковая установка; овладение языками должно ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями.